Отчет о работе педагога-психолога за период 2007-2008 уч.г.
Учебное заведение: МОУ СОШ№6
Ф.И.О. педагога-психолога: Котелевич Ирина Александровна
Основные задачи на 2007-2008 уч.г.:
• формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
• обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; психолого-педагогическое изучение детей;
профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создание благоприятного, семейного микроклимата.
Наименование |
Учащиеся |
Учителя |
Родители |
Всего |
||||||||||||
|
индивидуальные |
групповые |
индивидуальные |
групповые |
индивидуальные |
групповые |
||||||||||
Проведено: |
консультаций |
14 |
2 |
3 |
- |
39 |
1 |
59 |
||||||||
бесед |
17 |
2 |
12 |
- |
5 |
2 |
38 |
|||||||||
|
педсо- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
2 |
||||||||
Участие или |
ветах |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
семина- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
2 |
|||||||||
организованные психологом в |
рах |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
роди- |
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
11 |
|||||||||
|
тельс- |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
ких |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
собра- |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
ниях |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
разви- |
18 |
111 |
- |
- |
- |
2 |
131 |
|||||||||
|
вающих, |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
коррек- |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
цион- |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
ных |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
занятиях |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Психодиагнос- |
кол-во |
16 |
48 |
- |
2 |
3 |
6 |
75 |
||||||||
тическая |
проведен- |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
работа |
ных диагностик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
кол-во аптантов |
25 |
883 |
2 |
47 |
4 |
113 |
1187 |
|
||||||||
Работа с трудными (кол-во) |
14 |
- |
4 |
- |
8 |
1 |
27 |
|
||||||||
Работа с одаренными (кол-во) |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
3 |
|
||||||||
Проведение тренингов (кол-во) |
2 |
3 |
- |
1 |
1 |
- |
7 |
|
||||||||
Количество анализированных уроков |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
4 |
|
||||||||
Профориентационная работа |
5 |
58 |
- |
- |
2 |
43 |
108 |
|
||||||||
Работа по профилактике наркомании |
8 |
171 |
3 |
47 |
2 |
136 |
367 |
|
||||||||
Из года в год, уже стало традицией, в августе проводить «Школу первоклассника». Предполагаемый курс помогает осознать будущим первоклассникам новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении установленного распорядка. Главная цель курса: предупредить школьную дезадаптацию, школьные неврозы. Поэтому ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов особенно актуальна. Мною использована проэктивная методика «Школа зверей» С.Панченко. Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. К тому же рисование для детей привычно и интересно. Результаты исследования следующие: 1 «а» класс кл.рук. Федченко В.Н. Принятие ребенком школы-33%
Школа привлекает внеурочной стороной (игровые мотивы)-50% Не осознают своих задач как школьников-17% 1 «б» класс кл.рук. Даниленко И.И.. Принятие ребенком школы-24%
Школа привлекает внеурочной стороной (игровые мотивы)-48% Не осознают своих задач как школьников-28%
Рекомендовано:
Учителям, работающим в 1-х классах, следует уделить большое внимание детям. Наладить атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, а также позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих учащимся войти в мир школьной жизни, освоить социальную позицию школьника.
Одновременно велась и психопрофилактическая работа с первоклассниками. С "целью наблюдения за учащимися в адаптационный период были посещены уроки в период с 18.09 по 8.10. Предметы: письмо, математика, чтение, кубановедение.
Для родителей первоклассников мною было проведено родительское собрание «Первый раз в первый класс», где даны рекомендации родителям перед школой.
Также неоднократно проходили индивидуальные консультации по вопросам воспитания и личностного развития детей.
Родители приняли активное участие, как при проведении родительского собрания, так и при посещении индивидуальных консультаций, что очень помогло при работе с детьми.
Формирование группы развития для детей 1-х классов, не готовых к школьному обучению (по результатам психологического анализа особенностей адаптации первоклассников), запланированной на ноябрь, выполнено в сроки. Для таких ребят проведены коррекционные занятия, направленные на снятие тревожности, повышение уверенности, общительности и т.п.
В группе дети с тяжелой формой адаптации к школе. У них наблюдаются значительные нарушения здоровья, которые усугубляются к концу учебного года.
С родителями этих детей проведены консультации, даны рекомендации. Учителям 1-х классов рекомендовано учитывать особенности таких детей, совместными усилиями с родителями помочь преодолеть ребенку школьные трудности.
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. На этом этапе психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Проведена она была в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями. Мною было посещено ряд уроков в 5 классах.
Цель посещения: наблюдение
за учащимися в адаптационный период, выявление скрытых причин дезадаптации.
Приведу результаты диагностики психологического состояния пятиклассников,
полученные с помощью теста
школьной тревожности Филлипса (дата проведения: 7.09). Ситуация
адаптации по 5-м классам следующая:
5 «б» класс кл.рук. Косенко Е.В.________________________________
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
количество |
4 |
2 |
2 |
17 |
18 |
8 |
3 |
10 |
превышений |
чел. |
чел. |
чел. |
чел. |
чел. |
чел., |
чел. |
чел. |
нормы |
|
|
|
|
|
|
|
|
учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 «в» класс кл.рук. Столяр Р.В.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
количество |
9 |
7 |
10 |
16 |
15 |
12 |
6 |
10 |
превышений |
чел. |
чел. |
чел. |
чел. |
чел. |
чел. |
чел. |
чел. |
нормы |
|
|
|
|
|
|
|
|
учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам диагностики и наблюдений, учащимся, испытывающим трудности в школьной адаптации, на основе сходства проблем, в микрогруппах, были предложены занятия в форме тренинга: «Первый раз в пятый класс!» Цель которого - адаптация учащихся к условиям средней школы. Игры и упражнения тренинга направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации у детей, создание сплоченного классного коллектива.
При изучении степени адаптации в 5 «А» классе КРО к средней школе особенно важно проанализировать результаты анкетирования «Школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Наличие у детей стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает их проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости.
Количественный анализ: 25% - высокий уровень школьной мотивации; 16,5 % - хорошая школьная мотивация; 37,5 % - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами;
25 % - низкая школьная мотивация;
0% - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Школьная мотивация зависит не только от умственного развития учащихся класса, но и от личности учителя, его отношения с классом. С этой целью был мною разработаны рекомендации по организации работы с пятиклассниками: как организовать работу в данных классах, снизить тревожность. Предложены игры и упражнения для проведения на классных часах. С учащимися проведен тренинг (название указано выше), который помог «раскрыться» ребятам и снизить тревожность. Для родителей было проведено родительское собрание по теме: «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки», на котором особое внимание обращалось на возрастные особенности, давались рекомендации и обговаривались результаты диагностического обследования с предложением в индивидуальной беседе решить проблему ребенка.
По окончании адаптационного периода в 1-х классах, а также в классах 2 «В», 5 «А» КРО и в индивидуальной работе с учащимися VIII вида (4 человека) проведены методики «Мышления», Кеэса «Определение умственной работоспособности (внимательности)» с целью определения уровня развития мышления и внимания для формирования маршрута в учебной деятельности. По итогам обследования, учителям представлены результаты, где указаны причины неуспеваемости учащихся. Данная работа проведена вне плана.
Особое внимание уделялось учащимся классов коррекционно-развивающего обучения. Неоднократно проводились диагностические обследования, результаты которых фиксировались в мониторинге по развитию познавательных процессов. Тесное сотрудничество на протяжении всего года было с родителями и учителями. Для родителей 2 «В», 5 «А» класса проведены родительские собрания «Как помочь ребенку учиться?», «Развитие познавательных процессов» и др. по повышению психологической грамотности родителей. Выше указана еще одна тема родительского собрания, проведенного в 5 «А» классе. Родителям этих классов предложена анкета для выяснения их мнения по интересам и склонностям детей. Действующий в школе ПМПК помогал определить и отследить развитие каждого учащегося данных классов. Все члены консилиума приходили к единому мнению по дальнейшему учебному маршруту, учитывая социальное и психологическое здоровье детей. На заседания ПМПК приглашались родители тех ребят, которым в первую очередь необходима была помощь, давались рекомендации. Такая тесная работа дает свои положительные результаты. Динамика уровня развития у всех разная, но в общем можно сказать, что прослеживаются положительные результаты, хоть и небольшие, но у каждого учащегося.
Коррекционная работа, запланированная на декабрь (по заказу кл.рук.) с 5 «Б» классом по проблеме: «Отвергнутые дети» с целью развития дружелюбия, навыков толерантного общения проведена в срок. В течение
учебного года возникла необходимость проведения такой же работы и в 5 «В» классе, но тема была дополнена и переработана с включением в неё проблемы взаимоотношений мальчиков и девочек.
Не остался без внимания и 5 «А» класс. Работа с данной группой под названием «Азбука перемен» велась в течение первой и второй четвертей. Цель: создать условия, позволяющие каждому ребенку поддержать и развивать интерес к знаниям, помочь общаться с преподавателями. Результатами психологической работы в данной группе стали групповая сплоченность, позитивное отношение к школе, учителям, одноклассникам.
В течение учебного года велось психологическое сопровождение учащихся 11-х классов по подготовке к ЕГЭ. Цель: снизить тревожность перед экзаменами.
Даны рекомендации учащимся как подготовиться к сдаче экзамена. Что делать, если произошел какой-то казус и как из него выйти достойно.
Проведен антистрессовый классный час. На котором рассматривались такие основные вопросы, как справится с нехваткой времени, память и приемы запоминания, снятие напряжения, предложен тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?». В рекреации школы на стенде предложена информация как вести себя до начала, во время экзаменов, поведение во время ответа.
Проводилась психодиагностическая работа вне плана в рамках «Повышения качества образования» по «определению доминирования полушарий», методика Павлова во всех классах школы, а также по «определению типов темперамента» Айзенка. Результаты были представлены в виде таблицы в процентном отношении по начальной школе методисту ИМЦ Т.В. Дрогаль. Работа с ребятами старших классов значительна шире, с учащимися 10 «Б» класса проведена методика на определение типов памяти. Данная будет продолжена в будущем учебном году.
По выше указанной теме проведен педсовет с рекомендациями учителям по работе с новыми веяниями. Также проведен педсовет по теме: «Психологическая служба», где учителям были представлены виды работ психологической службы, обговорены моменты психологического сопровождения школьников, взаимного сотрудничества с педколлективом. В целях предупреждения суицида классным руководителям представлена информация о характерных чертах суицидальных личностей, причинах суицидов, мерах профилактики. Также на педсоветах докладывались результаты «Адаптации 1-5 кл.».
Большое внимание уделялось индивидуальным консультациям по запросам кл.рук., родителей, по желанию самих учащихся. Особое внимание в работе уделялось трудным, проблемным, учащимся «группы риска». Психологическое сопровождение данных детей велось по всем направлениям. Коррекционная работа составлялась
по результатам диагностических исследований: методика первичной диагностики и выявление детей «группы риска» (отношение в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, акцентуации характера), уровень самооценки, «мотивация» Н.Г. Лускановой, «Арифметический счет», «Несуществующее животное», «Депрессия» Бека, «Импульсивность», «Мышление» Равена, «Любимый рисунок» и др. В основном направления работы следующие: снятие враждебности, агрессивности; неадекватная самооценка; педагогическая запущенность.
Проведена объемная работа по подготовке к предпрофильному обучению в 8 классах в соответствии с планом. Также согласно планированию проведена работа с учащимися 9-х классов. Диагностирование учащихся, мониторинг интересов и склонностей. Результаты представлены зам. по ВР.
Проведены родительские собрания вне плана в феврале (по заказу кл.рук.) на тему: «Переходный возраст -особенности контакта с подростками», на которых особое внимание обращалось на возрастные особенности данного возраста.
В начале учебного года (в сентябре) проведено общешкольное родительское собрание по профилактике наркомании на тему: «Наркотики - страшный бич нашего времени. Как предупредить несчастье, а если оно случилось, как определить его степень, что предпринять». Для учащихся и родителей оформлен стенд с полезной информацией. Регулярно, согласно плану проводились занятия «Рядом опасный человек», классные часы «Безопасное поведение», «Подросток и закон», «Всё хорошо в меру», «Поведение в трудной ситуации», беседы, тренинги «Как сказать «НЕТ!» и не потерять друзей». Цели: научить учащихся отстаивать свои интересы в критических ситуациях; познакомить с неотъемлемыми правами личности; обучить пяти психологическим техникам сопротивлению давлению. Такие навыки делают школьников более устойчивыми к ранней алкоголизации, наркомании и половым связям, независимыми и поэтому, как правило, более уважаемыми среди сверстников. Учащимся предлагался тест «Устойчивы ли вы к стрессу?», «Ваша уличная компания». Также велась и консультативная работа по возникающим вопросам, с отдельными учащимися проведена коррекционная работа.
В рамках программы за здоровый образ жизни с учащимися 5-6 кл. проведена'игра «Дом» с целью сплочения коллектива, снятия напряжения, конфликтов.
В год семьи также уделено внимание семьям трудных, проблемных, одаренных детей (индивидуальная коррекционная работа по подготовке к участию в конкурсе) на индивидуальных консультациях. Цель: снятие эмоционального напряжения, страхов, сплочение семьи, бесконфликтность.
С учащимися 10 «А» класса проведен час с психологом на тему: «Тайна создания домашнего очага». Цель: формирование ценностного отношения к институту семьи, ее традициям и устоям.
В течение всего учебного года работала над оформлением личных психологических дел учащихся, вела индивидуальные занятия с учащимися класса коррекции.
Педагог-психолог: Котелевич И.А.