ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)
КРАСНОДАРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
МОУ СОШ № 6
Методический материал
по проведению профсоюзного кружка
ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ,
ОБОБЩЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов. Такое положение дел объясняется в первую очередь недооценкой важности данного направления и недостаточной подготовленностью работников образования к этой деятельности.
Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.
Изучению может и должно подлежать любое нетрадиционное, необычное педагогическое явление (оно может быть чрезвычайно эффективным, а может нуждаться в корректировке). Безусловным и обязательным показателем передового педагогического опыта как объекта распространения являются высокие результаты в обучении и воспитании детей. В оценке качества работы учителя приоритеты отдаются совокупности инновационности, наличия в опыте современных технологических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности.
Передовой педагогический опыт — это мастерство учителя, обеспечивающее высокое качество знаний учащихся, возможность всестороннего развития и высокий уровень воспитанности.
Основными признаками передового педагогического опыта являются:
- Соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества.
- Наличие элементов новизны.
- Устойчивые и высокие результаты при наименьших затратах.
- Результат передового педагогического опыта определяется по конечным результатам деятельности учителя.
Конечный результат включает:
- качество знаний, умений и навыков учащихся, владение специальными и общими учебными умениями в рамках определенного предмета;
- уровень умственного развития учащихся — умение ученика наблюдать, сравнивать, анализировать, вычленять главное и второстепенное в учебном материале, обобщать, делать выводы, высказывать самостоятельные суждения;
- уровень воспитанности учащихся — ответственность, трудолюбие, умение работать в коллективе, группе;
- анализ возможных путей достижения высоких результатов учителя и эффективности его деятельности, а также возможностей данного опыта в практике других учителей.
От выявления до распространения педагогического опыта лежит долгий путь через его изучение, обобщение и описание.
Этап выявления представляет собой цепь взаимосвязанных, последовательно осуществляемых действий: определение адреса, а затем эффективного опыта.
Возможные источники информации об авторах педагогического опыта:
- результаты мониторинга качества образования школьников;
- результаты анализа учебных занятий в образовательном учреждении. В конце года, анализируя справочные материалы по результатам проведения методических недель и отчеты методических объединений, проводя собеседования с учителями и руководителями методических объединений, администрация школы определяет педагогов, опыт которых достоин обобщения и распространения;
- заявление педагога — автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приемах педагогической деятельности, дающих более эффективные результаты учебной деятельности школьников (инициатива самого учителя, предъявляющего свой опыт);
- мнение коллег, посетивших уроки педагога;
- мнение детей и родителей учащихся;
- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, результаты методической недели по тому или иному предмету, в ходе которой учитель показал свои исследования и доказал их состоятельность и результативность;
- рекомендации, полученные педагогом в ходе курсовой подготовки в ИПК или других учебных подразделениях системы повышения квалификации;
- другие источники информации.
Если представленный учителем опыт заслуживает обобщения, то заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен изучить организацию уроков учителя по теме обобщения опыта, посетив серию уроков.
Длительность изучения педагогического опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение одной учебной четверти, а может планироваться на год и более.
Изучению и обобщению подлежат:
целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);
использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог) и т.д.
Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта:
1.Выбор темы для
обобщения собственного опыта.
Осуществление дифференцированного подхода
учителя к своему опыту, отбор для методической обработки определенной
части своего опыта, представляющей наибольший интерес и актуальность.
2.Ознакомление с литературой по избранной теме.
Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с опытом других учителей по данной проблеме, отраженным в литературе.
3. Планирование работы над описанием собственного опыта по избранной теме.
4. Сбор и обработка материала.
Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
5.Анализ и обобщение материала, накопленного по теме.
Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.
6. Соответствующее литературное оформление.
Работа над докладом или статьей включает:
освещение принципиальных положений, исходя из которых учитель предположил обобщать свой опыт; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся опытом.
В организации работы по изучению и обобщению опыта выделяют три последовательных этапа.
1. Диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности
учителей дает возможность представить картину
педагогического опыта, его уровень и
специфику в данном педагогическом
коллективе. Это позволяет сделать работу по изучению опыта систематической, плановой, целенаправленной.
В перспективный план развития школы следует
включить график изучения и обобщения
опыта, определить учителей, чей
опыт будет обобщаться в течение года.
Число учителей определяется из
соотношения 1:5, тогда периодичность для одного
учителя составит 5 лет, что соответствует аттестационному циклу.
При анализе практики учителей ставится главная цель —выявлять
связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в
умственном развитии учащихся, их культуре,
эрудиции, умении применять теорию на практике.
2. Передовой педагогический опыт открывается, прежде всего, при посещении и анализе уроков учителя. Задача руководителя школы и, прежде всего, завуча как главного методиста школы — помочь учителю понять и осмыслить систему методов и приемов организации учебного процесса в опыте его работы; помочь учителю вскрыть причинно-следственные связи, приведшие к высоким результатам деятельности; вместе с учителем найти закономерности удачного урока. Обобщение передового педагогического опыта предполагает включение в обязательном порядке в этот процесс самого автора опыта. Однако для учителя это слишком сложная задача, так как анализ и обобщение опыта — это исследовательская деятельность, и далеко не каждый педагог к ней готов. Вовлекать учителя в процесс изучения своего педагогического опыта следует постепенно, вызывая интерес к этой работе.
Например, при посещении уроков учителя завуч заметил интересные приемы, методические находки. Он предлагает учителю рассказать об этом на заседании методического объединения. Как правило, это не вызывает затруднений у учителя. Далее можно предложить учителю рассказать о системе его работы на методическом совете, затем на научно-практической конференции, к которой уже надо подготовить не только доклад, но и тезисы для публикации. Работая над докладом, тезисами или статьей, учитель, кроме описания, должен раскрыть систему своей работы, проанализировать формы и методы работы с учащимися: за счет чего получен высокий результат?
Чтобы каждый педагог умел исследовать педагогический процесс, которым он управляет, необходимо вооружать учителей методами психолого-педагогических исследований, лежащих в основе научного изучения и обобщения педагогического опыта. В первую очередь необходимо сформировать у учителя умения, необходимые для анализа педагогической деятельности:
- прогнозировать, планировать, оценивать свою деятельность;
- наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты;
- видеть во взаимосвязи компоненты педагогического процесса;
- опираться на новые идеи психолого-педагогической науки.
Руководитель, вовлекая учителя в процесс изучения и обобщения педагогического опыта, оказывает ему не только теоретическую и методическую, но и психологическую поддержку, постепенно приводя его к успеху. Профессиональное мастерство учителя рождается в контакте с методистом любого уровня: школьного, районного, областного. В какой-то мере секрет успеха кроется именно в нем.
3. Формирование передового педагогического опыта связано с творческими исканиями учителя, вызванными тем, что есть проблемы, которые необходимо разрешить для повышения эффективности, результативности учебно-воспитательного процесса.
Развитие педагогического поиска творчески мыслящих педагогов движимо противоречиями, заложенными в самом педагогическом процессе, которое иногда смутно, а иногда отчетливо осознает учитель. Например, противоречие между необходимостью освоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками школьников, разрешается поиском форм, методов, средств, целостной системы работы по развитию культуры учебного труда учащихся. Или противоречие между образовательным стандартом, предлагаемым всем детям, и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира. Так появляется опыт применения личностно ориентированной технологии развивающего обучения.
Выявить противоречие, движущее развитие педагогического процесса, — научная проблема. Здесь уместна помощь руководителей и коллег, обобщающих опыт.
В процессе изучения и обобщения опыта особая роль принадлежит творческим группам, изучающим опыт учителя. От того, насколько подготовлена группа к анализу и обобщению опыта, насколько она владеет исследовательской культурой, зависит качество обобщения опыта учителя.
Примерное содержание и методы работы творческой группы:
1. Составление плана изучения опыта.
2. Распределение обязанностей между членами группы, изучающей опыт работы.
Изучение результативности педагогического опыта, за счет чего получены высокие1 результаты: вследствие применения эффективной системы методов и средств или за счет перегрузки учителя и учащихся. В последнем случае отпадает сама необходимость изучения.
3. Определение уровня новизны педагогического опыта.
Выделяют следующие
уровни:
новизна на уровне открытий;
4. Сбор, фиксация и систематизация материала с последующей обработкой и анализом. Это одно из условий успеха изучения передового педагогического опыта. Накопление достаточного по количеству, качеству и разнообразию педагогических фактов — основа для описания опыта.
5. Обработка фактического материала. Основная цель обработки фактического материала заключается в том, чтобы превратить конгломерат фактов в упорядоченную систему, позволяющую видеть типичное, тенденцию, устойчивую связь между профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности. Это переход к анализу, выявлению типичного в опыте учителя.
6. Рекомендуется соблюдать следующую логику (основные этапы) обобщения: описание педагогических явлений, классификация наблюдаемых явлений; установление связей между задачами, деятельностью педагога и учащихся; выявление причин высокой результативности; оценка опыта (В.И. Загвязинский).
7. Определение психолого-педагогических концепций, на которых базируется педагогический опыт. Иначе анализ и обобщение лишаются научного обоснования.
8. Определение, что дает данный опыт развитию личности ученика; какой тип мышления, памяти, воображения формируется; как отражается процесс обучения на эмоциональном самочувствии ученика, насколько комфортно ему было работать на уроке, была ли вызвана продуктивная мотивация учебной деятельности, каков характер общения в системе учитель — ученик, ученик — ученик, как формируется личность в целом.
9. После того как составлено
концептуальное представление об опыте учителя, вскрыты причинно-следственные
связи и выведены закономерности,
наступает период подведения итогов изучения педагогического опыта:
формулирование основной идеи опыта,
вычленение характерных особенностейданного
опыта, обобщение системы методов и приемов организации учебного процесса в опыте конкретного учителя,
выявление целостной структуры опыта,
формулирование выводов и
педагогических рекомендаций. В выводах целесообразно показать условия, в
которых формировался опыт.
10.Определение формы обобщения и распространения передового педагогического опыта.
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Выделяют шесть этапов изучения и обобщения педагогического опыта.
1. Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности — с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, затем проблема формулируется в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки.
2. В соответствии с проблемой начинается поисковая работа— выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих достижения в учебновоспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.
3.Составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта — окончательно формулируются тема и цель, уточняется объект (школа, нешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения. Здесь возможны два пути:
Посещая учебные и воспитательные занятия, руководители школ, методических секций отмечают то положительное, что присуще данному педагогу, замечают и выделяют особенности его стиля работы, обеспечивающего успех. Это и становится предметом изучения и обобщения опыта.
Тема, которая будет
изучаться, может заранее задаваться педагогам. К примеру, органы образования, руководители
школы, заинтересованные в
решении вопросов подготовки
учащихся к труду,
могут рекомендовать преподавателям накапливать опыт в этом направлении, который потом будет
изучаться и обобщаться. По своему уровню
такая работа приближается к естественному
эксперименту:
определяется последовательность изучения опыта;
намечаются и конкретизируются вопросы, которые будут изучаться, методы изучения;
устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов;
назначаются персональные исполнители — по какому вопросу должен обобщать материал каждый исполнитель.
4.На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать: назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту.
5.Описанный опыт осмысливается — сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий, следуют конкретные выводы. Здесь уместно вспомнить высказывание К. Д. Ушинского о том, что прямое заимствование опыта одного педагога другим без учета конкретных условий пользы не принесет.
Осмысленный материал
оформляется в виде доклада, статьи,
методической разработки и рекомендаций, плаката, информации,
текста лекции, брошюры, книги, монографии,
диссертации и т.п.
6. Выводы, сделанные в результате обобщения опыта, проверяются и дополняются другими методами научно-педагогического исследования, в первую очередь — через педагогический эксперимент; в обобщенный материал вносятся необходимые коррективы.
В результате такой пропаганды педагоги включают передовой опыт в свою практику учебно-воспитательной работы, с новых позиций переосмысливают свой новый опыт, стремясь сохранить творческую индивидуальность, свой стиль и почерк работы: в педагогическую практику вносятся отдельные поправки.
Памятка учителю
по обобщению опыта работы
1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте Ваши сомнения, неудачи.
2. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи недостатки Вашей работы и работы Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и оформить ее как можно точнее, конкретнее.
3. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Можно обобщить опыт и по-другому, например привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
4. Набросайте краткий план темы (3—4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; в нем должны быть отражены основная идея и логика изложения темы.
5. При написании доклада сначала набросайте черновик. По максимуму сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно.
6. Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Оценивайте свой опыт практически. 7. 7. 7. Сообщайте не только об успехах, но и о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.
8. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики. Старайтесь излагать материал кратко, просто, логично, стройно избегая повторений.
9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения: схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В методике изучения и обобщения передового педагогического опыта представлены схема организации, основные формы и методы изучения, обобщения педагогического опыта.
Рассмотрим организационные единицы и основные формы изучения и обобщения педагогического опыта.
Организационные единицы изучения и обобщения педагогического опыта
Любая организационная единица (методическая секция или объединение, проблемная лаборатория, школа передово-
го опыта и др.) может использовать практически все формы и методы изучения педагогического опыта.
Методическая секция или объединение. В них состоят преподаватели одного учебного предмета и одного профиля (одной или нескольких соседних школ).
Цикловая комиссия. Объединяет преподавателей-предметников одного цикла.
Научная группа по изучению актуальных проблем педагогики. Занимается, например, такими проблемами, как сравнительная эффективность методов обучения; проблемное обучение; воспитание у учащихся активной жизненной позиции; формирование мировоззрения и т.п.
Научно-педагогический семинар. Действует систематически, на семинаре обсуждаются вопросы передового педагогического опыта, его изучения, обобщения и внедрения.
Проблемная лаборатория. Включает педагогов разного профиля, изучающих общую проблему, например воспитание у учащихся познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентации и т.п.
Школа передового опыта. Предполагает участие различных преподавателей, занятых изучением, обобщением и внедрением передового опыта.
Школа (университет) педагогического мастерства. Имеет целью пропаганду передового опыта, главным образом в группе начинающих работать учителей.
Спецкурс по узким проблемам педагогики и педагогического исследования. Имеет целью систематическое и глубокое изучение узкого вопроса, рассчитан как на опытных, так и на малоопытных преподавателей, стремящихся изучать и обобщать педагогический опыт.
Научная экспедиция. Этот способ организации изучения и обобщения опыта используется нечасто и для сравнительно небольшого числа педагогов; руководители же органов народного образования и методических центров (институтов усовершенствования учителей) часто организуют научные экспедиции с целью монографического изучения и обобщения передового опыта всего педагогического коллектива школы или отдельных учителей.
Названные организационные единицы не исключают и другие способы организации изучения и обобщения опыта. В каждой школе, исходя из конкретных условий и состава
педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее подходит на определенный учебный год.
Формы изучения и обобщения педагогического опыта
Каждая форма работы по изучению и обобщению педагогического опыта предлагает использование самых разнообразных методов.
Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Это распространенная форма изучения и обобщения опыта, широко используется во всех школах. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школы коллективно обсуждают эти занятия, отмечают действительно передовые направления, выявляют условия, при которых опыт одного педагога становится передовым и может стать достоянием других.
Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации по использованию передового опыта.
Научно-методическая и научно-практическая конференции. Одна из наиболее удачных форм изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции «Воспитание у учащихся любви к труду» докладчики могут рассказать о своем опыте на занятиях по разным учебным предметам или в различных видах внеучебной деятельности учащихся.
Педагогическая выставка. Отражает передовой опыт, например дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.п. Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть форм изучения и обобщения опыта (конференций, совещаний и т.д.).
Педагогические чтения. Предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Сначала он выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на окружные чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т.д.
Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Организуются как в устной, так ив печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.
Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приемы и организация учебно-воспитательной работы педагога-мастера.
Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на год или несколько лет. При изучении общей темы, например «Активизация учебного процесса», рассматриваются более частные вопросы, такие как компоненты учебного процесса; субъект и объект в учебном процессе и их взаимодействие; активность учащегося как одно из условий его успешного обучения; приемы активизации школьников на уроке. Изучается теоретический и методический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобщения.
Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта. Если в школе есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправдано проведение практикума: на его занятиях обсуждаются
такие вопросы, как составление списка литературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюдения и фиксация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.
Педагогические консультации. Бывают устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.
Защита авторских проектов и разработок. Если педагоги заинтересованы в коллективном поиске решений проблем, значит в школе сложилась хорошая педагогическая среда. Сложность в том, что проекты и разработки должны носить действительно важный для педагогического сообщества характер и отражать реальные проблемы и интересы данных педагогов данной школы.
Варианты тем для проектных решений:
- Смысл, варианты и организация безоценочного обучения.
- Варианты и способы активизации познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности.
- Способы, пути и варианты организации домашних заданий на мотивационной основе.
- Организация ученической самодеятельности и самоупровления в учебном процессе.
- Сценарий и проведение деловой игры о роли и месте попечительского совета в жизни школы.
Методическая неделя. Проводится тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений и когда педагоги проявили желание показать их своим коллегам. Демонстрируются деятельность, процесс, методы, приемы, находки и результат. Неделю проводят администрация, педагоги, родители и учащиеся. Для этого создаются оргкомитет, творческие группы, в том числе пресс-группа (отражает все интересное каждый день недели), лаборатория форм и методов обучения, микрогруппы учителей для подготовки интегрированных уроков, внеклассных предметных мероприятий, группы планирова-
ния, консультирования, поддержки, оценивания и стимулирования.
Панорама педагогических достижений школы. В фойе школы все педагогические объединения, творческие объединения, кружки, клубы, секции, педагоги предъявляют свои разработки, достижения, методики для внешнего и внутреннего потребления.
Неделя изучения нетрадиционного опыта, накопленного учителями школы. Предлагается к изучению опыт двух-трех учителей. В течение недели педагоги показывают систему урочной и внеклассной предметной деятельности. В конце каждого рабочего дня недели все участники в карточке-программе оценивают в баллах и развернутым текстом те моменты, методики и подходы, которые оказались для них важными.
Участники по каждому событию заполняют диагностическую карточку, оценивая по 10-балльной шкале, что было интересно, полезно, применимо (методика Ю.И. Турчаниновой).
Комплексное изучение коллегами достижений одного учителя. Педагог готовит материалы, планы, программы, пособия, разработки и сценарии уроков и внеклассных мероприятий и представляет псе это на семинаре-практикуме, где его коллеги изучают документы и задают возникшие у них вопросы. Затем педагоги записывают свои предложения в программу изучения достижений: что они хотели бы увидеть и услышать. Затем учитель показывает непосредственно то, что ему удалось наработать. На итоговом занятии администрация школы анализирует деятельность учителя, показывает его успехи, динамику профессиональных изменений, затем педагоги беседуют с учащимися и, наконец, учитель сам отвечает на вопросы коллег. Затем участники изучения опыта пишут заключение, и администрация школы по итогам смотра принимает решение о поощрении учителя.
Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету. Картотека создается усилиями библиотеки, завуча и специалиста по компьютерному обучению. Завуч собирает информационные листки с описанием передового педагогического опыта у педагогов школы.
Карточка опыта
1. Ф.И.О. _ Предмет
2. Тема и название оригинального решения, приема, подхода, методики, технологии.
3. Содержание педагогического опыта. Оценка опыта.
В библиотеке создается база сценариев и планов уроков и внеклассных мероприятий. Каждый педагог за представленные материалы получает поощрение, аттестационный балл, денежные надбавки и премии.
При наличии в школе компьютеров создается база данных по документальному обеспечению учебного процесса и по всем разработкам в рамках передового педагогического опыта,
Познавательные, профессиональные экскурсии. Участие в документальных практикумах к лучших школах, в работе педагогических форумов в других школах, творческих встречах с коллективами лучших школ, в пресс-конференциях.
Межшкольные научно методические обмены. Обмен специалистами, стажировки, изучение документов двух школ, проведение интервью с руководителями двух школ, совместное проведение уроков, внеклассных мероприятий, семинаров.
Знакомство коллег с наиболее интересными материалами, приобретенными в ходе повышения квалификации и самообразования. Педагог после участия в работе семинаров, курсов, обмена опытом заполняет лист полезности и предлагает тему и способ ознакомления коллектива с полученными им знаниями.
Проведение профессиональных педагогических и психологических тренингов. Педагогический тренинг лучше всего проводить в форме решения конкретных педагогических ситуаций.
Решение и анализ педагогических ситуаций. Решение педагогических ситуаций ставит своей задачей обогащение практического опыта педагога, умение находить верные решения, способствует развитию педагогического мышления.
Фестиваль педагогического творчества. Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива,
где представляются достижения в области как методической работы, так и организации учебного процесса, самодеятельности и творчества. В фестивале участвуют все педагогические организации школы, учащиеся, родители. Школа показывает процесс, содержание и формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.
Школа передового педагогического опыта. Работает на постоянной основе. В работе школы фиксируются шесть основных направлений:
1.Проведение диагностических процедур для определения «узких мест» и основных проблем;
2.Совместный с педагогическими организациями школы поиск инициаторов и исполнителей для проведения экспериментов, исследований, анализа проблемы, разработки новых методических подходов и приёмов, изучение опыта, накопленного в других школах;
3.Сопровождение и поддержка индивидуального педагогического поиска;
4.Обсуждение хода и промежуточных итогов педагогического опыта;
5.Создание базы данных педагогического опыта;
6.Распространение новых полезных педагогических разработок коллег.
Школа профессионального мастерства. Это школа годичного цикла, в которой педагоги-мастера, названные так вследствие признания важности и значимости их педагогического опыта, ведут постоянно действующие практико-ориентированные занятия с целью изучения и внедрения в практику авторских педагогических методик.
Коллективная подготовка и издание методических, педагогических материалов, альманахов, сборников.
Методические панорамы, презентации, ярмарки, фестивали.
Самообразование. Это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.
Цели самообразования:
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.
- Углубление знаний в области своего предмета.
- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
- Повышение общекультурного уровня.
- Единая методическая тема школы должна раскрываться в планах работы учителей.
Планирование самообразовательной работы
Индивидуальный план самообразования на год :
У чителя
Классного руководителя
Средней школы №
Ф.И.О.
Образование
(когда и какое учебное заведение окончил)
Когда обучался на
курсах
Какую литературу изучает в течение года
Где и когда выступал
но теме
Самообразовательная работа над темой:
Общешкольная тема.
Индивидуальная тема самообразования.
Когда начата работа над темой.
Когда предполагается закончить работу над темой.
Цели и задачи самообразования по теме.
Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала.
Литература по теме, по годам.
Чей опыт предполагается изучить по данной теме.
Творческое сотрудничество по теме самообразования.
Практические выходы (доклады, рефераты).
Изучение передового опыта (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий).
Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте.
Выводы по окончании работы.
Темы по самообразованию следует обсудить на заседаниях методического объединения, дать рекомендации по работе над данной темой. Работу по самообразованию надо начать весной. В августе утверждается методическая тема школы. В конце года рекомендуется провести итоговую конференцию, издать приказ по итогам самообразовательной работы. Вопросы самообразования надо ставить на педсоветах, МО. Оценивать работу учителя по самообразованию при посещении уроков. Создать условия для занятий учителей самообразованием:
- уголок «В помощь занимающемуся самообразованием»;
- список рекомендуемой литературы;
- материалы из опыта работы;
- вырезки из газет, журналов и т.д.;
- стенды «Посетите их уроки», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого — коллективу».
Контроль за работой — коллективные выступления на педсоветах, практических конференциях, открытые уроки, индивидуальные отчеты на совещании при директоре, рецензирование рефератов товарищей.
Отчеты по самообразованию учителей и воспитателей требуют, прежде всего, наглядной демонстрации:
продуктов труда учителя — доклады, рефераты, разработки уроков, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т.д.;
продуктов труда учащихся — выставки лучших тетрадей, сочинений, рисунков, поделок и т.д.
Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование необходима, т.к. расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике — залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности как учителя, так и учащегося.
Чтобы стимулировать деятельность учителя, воспитателя, администрация школы дает экспертную оценку извне, но ни в коем случае не мешает в ходе учебно-воспитательного процесса. Учитель, воспитатель должны сами определять свои личностные и профессиональные качества и не забывать слова К.Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
ОФОРМЛЕНИЕ ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Основой для описания опыта являются накопление достаточного по количеству и качеству фактического материала и его анализ.
Необходимо грамотно назвать тему, продумать, какие противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, т.е. определить проблему как противоречие. Последовательно изложить суть опыта; описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы.
Рекомендуются следующие схемы описаний педагогического опыта.
Формы описания педагогического опыта
Автореферат
(описание собственного опыта педагогической деятельности)
I. Введение.
Данные об учителе (Ф.И.О., адрес школы, преподаваемый предмет, стаж).
Решаемые автором опыта противоречия, актуальные для массовой практики.
Главная идея опыта: кратко сформулированная программа (модель) педагогических действий, обеспечивающая решение указанных противоречий. Научное обоснование опыта, т.е. указание на те педагогические идеи, теории, концепции, которые лежат в его основе.
5.
Результат работы учителя.
П. Основная часть.
Характеристика главных элементов данной педагогической системы. Это могут быть:
1. Особенности организации содержания обучения: • корректировка содержания (иная логика построения курса);
дифференциация содержания по уровням сложности и объему;
расширение, углубление содержания: профилизация, краеведческая направленность, усиление прикладного аспекта и т.п.;
другие особенности организации содержания.
2. Особенности организации учебно-познавательной деятельности школьников:
нетрадиционная система уроков;
оригинальные методы, приемы, формы, средства обучения, контроля и оценки знаний, умений учащихся (описаниеих технологий);
новые правила, алгоритмы учебной деятельности;
оригинальные виды заданий, задач, упражнений, разработанные автором опыта.
III. Заключение.
Указание на объективные и возможные субъективныетрудности, возникающие в процессе внедрения данной системы, пути их преодоления.
Нерешенные проблемы (недостатки, недочеты даннойметодической системы).
Перспективы развития данной системы: над чем работает учитель, как собирается развивать, совершенствовать своюметодику.
Рекомендации к использованию данного опыта.
Использованная литература.
Рекомендации по оформлению обобщенного педагогического опыта
Структура рассказа об опыте работы учителя
Целесообразна следующая структура рассказа:
• освещение достигнутых результатов (в начале указать и обосновать конкретные потребности, обусловившие поиск);
• замысел учителя и пути его реализации;
• условия, обеспечивающие достижение наивысших результатов;
• организационно-методическая система работы учителя (средства, методы, приемы, организационные формы);
• что нового внес опыт и что из уже известного по-новому, мастерски используется педагогом;
• какую трудность, проблему массовой практики помогает разрешить данный опыт;
• сложность и противоречивость поиска (неудачи и трудности, преодолеваемые педагогом в процессе становления опыта);
•
границы использования опыта и рекомендации по его
использованию (адресная направленность
опыта).
Подготовка выступления на семинаре
1. Выберите тему для выступления на семинаре. Она должна быть конкретной и включать небольшой круг вопросов изопыта работы.
2. Составьте план выступления и по нему напишите тезисы.
3. Начните свое выступление с краткого введения, в котором обоснуйте целесообразность выбранной темы, ее актуальность.
4. Охарактеризуйте условия, в которых формировался опыт: город, район, школа, классы, связь с шефствующими предприятиями, длительность работы и др.
5. Раскрывая содержание опыта работы, покажите, как в практической деятельности по конкретной проблеме решались задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса. Выделите то новое, интересное, что есть в данном опыте работы. Покажите, что и как может быть использовано другими педагогическими коллективами из данного опыта работы.
Расскажите, как изучалась результативность работы и как использование данного опыта способствует повышению уровня знаний, умений, навыков учащихся, их воспитанности, формированию мировоззрения.
6. Используйте литературу по проблеме не для пересказа, а для углубления и систематизации выводов, полученных в работе.
7. Иллюстрируйте свое выступление материалами из опыта работы. Это могут быть альбомы, папки с подборкой материалов по определенной теме, фотографии, печатные издания, работы учащихся и др.
8. В заключение выступления укажите трудности, которые встретились в ходе работы по данной проблеме, и определите перспективы дальнейшей работы.
Обратите внимание! Установлено, что при неторопливом темпе речи выступление на 10 минут должно содержать не более 1300 слов; это приблизительно 6 полных страниц текста, напечатанного на машинке через два интервала.
Подготовка реферата
Более высокими формами обобщения являются реферат и описание системы работы по конкретной проблеме. В них раскрываются основная педагогическая идея опыта, его результативность, даются методические рекомендации по использованию опыта работы.
Рекомендуются следующие этапы подготовки реферата и описания опыта работы:
1. Выбор темы, по которой будет подготовлен реферат.
2. Изучение литературы и одобренного опыта работы по данной проблеме.
3. Накопление и систематизация практического материала.
4. Написание плана реферата и тезисов.
5. Подготовка первого варианта реферата, уточнение выводов.
6. Окончательное оформление реферата, подготовка приложений.
При подготовке реферата и описания опыта работы логично излагать материал в такой последовательности:
1. Значение избранной проблемы для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Конкретные вопросы, намеченные к рассмотрению. Анализ использованной литературы.
2. Описание результатов углубленной педагогической работы по избранной проблеме. Обоснование содержания работы и избранных приемов и методов.
3. Анализ знаний, умений, навыков учащихся, их воспитанности, нравственных качеств. Примеры изучения результативности работы по проблеме.
4.
Выводы и предложения. Какие формы и методы работы по теме наиболее эффективны в
условиях данной школы. Что
можно рекомендовать использовать другим педагогическим
коллективам.
5. Используемая литература.
6. Приложения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий, образцы дидактических материалов, фотографии, работы учащихся и др. Приложения подбираются с учетом конкретной проблемы и рекомендаций по использованию данного опыта работы.
Подготовка и проведение творческого отчета учителя
Творческий отчет учителя — это форма обобщения и распространения передового педагогического опыта.
Учитель, выступающий с творческим отчетом, — человек, пользующийся уважением в коллективе, систематически добивающийся высоких результатов в учебной и воспитательной работе, носитель передового педагогического опыта, который способствует формированию и развитию профессионального мастерства, творческих способностей и дарований учителя, увеличению числа учащихся с ярко выраженной потребностью в самообразовании, глубокими интересами, творческим отношением к труду, проведению свободного времени и т.д. Следует учитывать познаваемость опыта и возможность его повторения в других условиях, а также нормативную затрату усилий учителя при создании творческого опыта. Проведение творческих отчетов должно найти отражение в перспективном и годовом планах работы школы.
К творческому отчету надо тщательно готовиться не только учителю и руководителям школы, но и всем общественным организациям, всему педагогическому коллективу. Следует составить план подготовки и проведения творческого отчета, определить ответственное лицо из руководителей школы, определить виды работы.
Творческий отчет проходит в три этапа.
1. Подготовительный этап — организация ознакомления коллег с опытом работы учителя, обобщения его опыта — включает:
а) составление графика открытых учебных и неурочных занятий учителя на базе его кабинета с указанием темы, методической цели, сроков;
б) доведение намеченных мероприятий до сведения членов коллектива (за месяц до отчета);
в) подготовку и оформление выставки о работе учителя.
2. Основной этап включает подготовку:
а) выступления учителя на творческом отчете;
б) выступлений коллег по работе, представителей общественности, работников профсоюза, отдела образования;
в) анализа-характеристики опыта работы учителя администрацией;
г) материалов к публикации.
3. Обобщающий этап — подведение итогов — включает:
а)
слово об учителе директора школы или его
заместителя,
представителя общественности;
б) выступление учителя;
в) выступления коллег, учащихся, родителей;
г) знаки, факты внимания к учителю.
Ход творческого отчета необходимо тщательно продумать в деталях, чтобы он не оказался сложным, скучным, тяжелым мероприятием или развлекательным зрелищем. План проведения творческого отчета желательно расписать по минутам, каждая его часть должна быть емкой, убедительной и поучительной.