Назад

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)

КРАСНОДАРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

МОУ СОШ № 6

 

 

Методический материал

по проведению профсоюзного кружка

 

 

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ,

ОБОБЩЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов. Такое положение дел объясняется в первую очередь недооценкой важности данного направления и недостаточной подготовлен­ностью работников образования к этой деятельности.

Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосред­ственного наблюдения живого педагогического процесса, на­учного осмысления изучаемого педагогического явления, ана­лиза и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогиче­ской квалификации и, что немаловажно, времени.

Изучению может и должно подлежать любое нетрадицион­ное, необычное педагогическое явление (оно может быть чрез­вычайно эффективным, а может нуждаться в корректировке). Безусловным и обязательным показателем передового педа­гогического опыта как объекта распространения являются вы­сокие результаты в обучении и воспитании детей. В оценке качества работы учителя приоритеты отдаются совокупности инновационности, наличия в опыте современных технологи­ческих подходов, научно объективной оценки процесса и ре­зультата деятельности.

Передовой педагогический опыт — это мастерство учите­ля, обеспечивающее высокое качество знаний учащихся, воз­можность всестороннего развития и высокий уровень воспи­танности.

Основными признаками передового педагогического опы­та являются:

- Соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества.

- Наличие элементов новизны.

- Устойчивые и высокие результаты при наименьших за­тратах.

- Результат передового педагогического опыта определяет­ся по конечным результатам деятельности учителя.

 

Конечный результат включает:

- качество знаний, умений и навыков учащихся, владение специальными и общими учебными умениями в рамках опре­деленного предмета;

- уровень умственного развития учащихся — умение уче­ника наблюдать, сравнивать, анализировать, вычленять глав­ное и второстепенное в учебном материале, обобщать,  делать выводы, высказывать самостоятельные суждения;

- уровень воспитанности учащихся — ответственность, трудолюбие, умение работать в коллективе, группе;

- анализ возможных путей достижения высоких резуль­татов учителя и эффективности его деятельности, а также воз­можностей данного опыта в практике других учителей.

         От выявления до распространения педагогического опыта лежит долгий путь через его изучение, обобщение и описание.

Этап выявления представляет собой цепь взаимосвязанных, последовательно осуществляемых действий: определение ад­реса, а затем эффективного опыта.

 

Возможные источники информации об авторах педагоги­ческого опыта:

- результаты мониторинга качества образования школь­ников;

- результаты анализа учебных занятий в образовательном учреждении. В конце года, анализируя справочные материа­лы по результатам проведения методических недель и отчеты методических объединений, проводя собеседования с учите­лями и руководителями методических объединений, админи­страция школы определяет педагогов, опыт которых достоин обобщения и распространения;

- заявление педагога — автора опыта о педагогических до­стижениях, новациях, отдельных приемах педагогической деятельности, дающих более эффективные результаты учеб­ной деятельности школьников (инициатива самого учителя, предъявляющего свой опыт);

- мнение коллег, посетивших уроки педагога;

- мнение детей и родителей учащихся;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, результаты методической недели по тому или ино­му предмету, в ходе которой учитель показал свои исследова­ния и доказал их состоятельность и результативность;

- рекомендации, полученные педагогом в ходе курсовой подготовки в ИПК или других учебных подразделениях сис­темы повышения квалификации;

- другие источники информации.

Если представленный учителем опыт заслуживает обобще­ния, то заместитель директора по учебно-воспитательной ра­боте должен изучить организацию уроков учителя по теме обоб­щения опыта, посетив серию уроков.

 

Длительность изучения педагогического опыта находит­ся в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Рабо­та может быть завершена описанием в течение одной учебной четверти, а может планироваться на год и более.

Изучению и обобщению подлежат:

целостная система педагогической деятельности (требу­ет наиболее длительного периода времени, возможно, не од­ного года);

система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);

использование одного эффективного приема (время изу­чения определит сам педагог) и т.д.

 

Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта:

1.Выбор темы для обобщения собственного опыта.
Осуществление дифференцированного подхода учителя к своему опыту, отбор для методической обработки определен­ной части своего опыта, представляющей наибольший инте­рес и актуальность.

2.Ознакомление с литературой по избранной теме.

Это необходимо для теоретического осмысления темы и со­поставления своего опыта с опытом других учителей по дан­ной проблеме, отраженным в литературе.

3.  Планирование работы над описанием собственного опы­та по избранной теме.

4.   Сбор и обработка материала.

Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального харак­тера.

5.Анализ и обобщение материала, накопленного по теме.

Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение мето­дических выводов.

6. Соответствующее литературное оформление.

Работа над докладом или статьей включает:

освещение принципиальных положений, исходя из ко­торых учитель предположил обобщать свой опыт; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся опытом.

 

В организации работы по изучению и обобщению опыта вы­деляют три последовательных этапа.

1. Диагностика и самодиагностика профессиональной ком­петентности учителей дает возможность представить картину педагогического опыта, его уровень и специфику в данном пе­дагогическом коллективе. Это позволяет сделать работу по изу­чению опыта систематической, плановой, целенаправленной. В перспективный план развития школы следует включить гра­фик изучения и обобщения опыта, определить учителей, чей
опыт будет обобщаться в течение года. Число учителей опреде­ляется из соотношения 1:5, тогда периодичность для одного учителя составит 5 лет, что соответствует аттестационному цик­лу. При анализе практики учителей ставится главная цель —выявлять связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике.

2. Передовой педагогический опыт открывается, прежде  всего, при посещении и анализе уроков учителя. Задача руко­водителя школы и, прежде всего, завуча как главного методи­ста школы — помочь учителю понять и осмыслить систему методов и приемов организации учебного процесса в опыте его работы; помочь учителю вскрыть причинно-следственные свя­зи, приведшие к высоким результатам деятельности; вместе с учителем найти закономерности удачного урока. Обобщение передового педагогического опыта предполага­ет включение в обязательном порядке в этот процесс самого автора опыта. Однако для учителя это слишком сложная зада­ча, так как анализ и обобщение опыта — это исследователь­ская деятельность, и далеко не каждый педагог к ней готов. Вовлекать учителя в процесс изучения своего педагогическо­го опыта следует постепенно, вызывая интерес к этой работе.

         Например, при посещении уроков учителя завуч заметил интересные приемы, методические находки. Он предлагает учителю рассказать об этом на заседании методического объ­единения. Как правило, это не вызывает затруднений у учите­ля. Далее можно предложить учителю рассказать о системе его работы на методическом совете, затем на научно-практической конференции, к которой уже надо подготовить не только док­лад, но и тезисы для публикации. Работая над докладом, тези­сами или статьей, учитель, кроме описания, должен раскрыть систему своей работы, проанализировать формы и методы рабо­ты с учащимися: за счет чего получен высокий результат?

Чтобы каждый педагог умел исследовать педагогический процесс, которым он управляет, необходимо вооружать учи­телей методами психолого-педагогических исследований, ле­жащих в основе научного изучения и обобщения педагогиче­ского опыта. В первую очередь необходимо сформировать у учителя умения, необходимые для анализа педагогической деятельности:

- прогнозировать, планировать, оценивать свою деятель­ность;

- наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты;

- видеть во взаимосвязи компоненты педагогического про­цесса;

- опираться на новые идеи психолого-педагогической науки.

             Руководитель, вовлекая учителя в процесс изучения и обоб­щения педагогического опыта, оказывает ему не только тео­ретическую и методическую, но и психологическую поддер­жку, постепенно приводя его к успеху. Профессиональное ма­стерство учителя рождается в контакте с методистом любого уровня: школьного, районного, областного. В какой-то мере секрет успеха кроется именно в нем.

3. Формирование передового педагогического опыта связано с творческими исканиями учителя, вызванными тем, что есть про­блемы, которые необходимо разрешить для повышения эффек­тивности, результативности учебно-воспитательного процесса.

Развитие педагогического поиска творчески мыслящих педагогов движимо противоречиями, заложенными в самом педагогическом процессе, которое иногда смутно, а иногда отчетливо осознает учитель. Например, противоречие между необходимостью освоения большого объема учебного материа­ла и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками школьников, разрешается поиском форм, ме­тодов, средств, целостной системы работы по развитию куль­туры учебного труда учащихся. Или противоречие между об­разовательным стандартом, предлагаемым всем детям, и ин­дивидуальной избирательностью ученика к познанию мира. Так появляется опыт применения личностно ориентирован­ной технологии развивающего обучения.

             Выявить противоречие, движущее развитие педагогиче­ского процесса, — научная проблема. Здесь уместна помощь руководителей и коллег, обобщающих опыт.

В процессе изучения и обобщения опыта особая роль при­надлежит творческим группам, изучающим опыт учителя. От того, насколько подготовлена группа к анализу и обобщению опыта, насколько она владеет исследовательской культурой, зависит качество обобщения опыта учителя.

 

Примерное содержание и  методы работы творческой груп­пы:

1. Составление плана изучения опыта.

2. Распределение обязанностей между членами группы, изучающей опыт работы.

Изучение результативности педагогического опыта, за счет чего получены высокие1 результаты: вследствие приме­нения эффективной системы методов и средств или за счет перегрузки учителя и учащихся. В последнем случае отпада­ет сама необходимость изучения.

3. Определение уровня новизны педагогического опыта.
Выделяют следующие уровни:

новизна на уровне открытий;

4. Сбор, фиксация и систематизация материала с последу­ющей обработкой и анализом. Это одно из условий успеха изу­чения передового педагогического опыта. Накопление доста­точного по количеству, качеству и разнообразию педагогиче­ских фактов — основа для описания опыта.

5. Обработка фактического материала. Основная цель обра­ботки фактического материала заключается в том, чтобы превратить конгломерат фактов в упорядоченную систему, позво­ляющую видеть типичное, тенденцию, устойчивую связь меж­ду профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности. Это переход к анализу, выявлению типич­ного в опыте учителя.

6. Рекомендуется соблюдать следующую логику (основные эта­пы) обобщения: описание педагогических явлений, классифи­кация наблюдаемых явлений; установление связей между зада­чами, деятельностью педагога и учащихся; выявление причин высокой     результативности; оценка опыта (В.И. Загвязинский).

7. Определение психолого-педагогических концепций, на которых базируется педагогический опыт. Иначе анализ и обобщение лишаются научного обоснования.

8. Определение, что дает данный опыт развитию личности ученика; какой тип мышления, памяти, воображения форми­руется; как отражается процесс обучения на эмоциональном са­мочувствии ученика, насколько комфортно ему было работать на уроке, была ли вызвана продуктивная мотивация учебной деятельности, каков характер общения в системе учитель — уче­ник, ученик — ученик, как формируется личность в целом.

9. После того как составлено концептуальное представле­ние об опыте учителя, вскрыты причинно-следственные свя­зи и выведены закономерности, наступает период подведения итогов изучения педагогического опыта: формулирование ос­новной идеи опыта, вычленение характерных особенностейданного опыта, обобщение системы методов и приемов орга­низации учебного процесса в опыте конкретного учителя,
выявление целостной структуры опыта, формулирование вы­водов и педагогических рекомендаций. В выводах целесооб­разно показать условия, в которых формировался опыт.

10.Определение формы обобщения и распространения передового педагогического опыта.

ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Выделяют шесть этапов изучения и обобщения педагоги­ческого опыта.

1. Обнаружение противоречия между сложившимися фор­мами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности — с другой. Это противоре­чие осознается, осмысливается, затем проблема формули­руется в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки.

2. В соответствии с проблемой начинается поисковая работа— выявляются находки, новинки в работе отдельных пе­дагогов или целых коллективов, имеющих достижения в учеб­новоспитательной работе. Определяется объект исследова­ния, изучения и обобщения опыта.

3.Составляется развернутая   программа  изучения  и обобщения опыта — окончательно формулируются тема и цель, уточняется объект (школа, нешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллек­тив и др.) и предмет изучения и обобщения. Здесь возможны два пути:

Посещая учебные и воспитательные занятия, руководи­тели школ, методических секций отмечают то положитель­ное, что присуще данному педагогу, замечают и выделяют осо­бенности его стиля работы, обеспечивающего успех. Это и ста­новится предметом изучения и обобщения опыта.

Тема, которая будет изучаться, может заранее задавать­ся педагогам. К примеру, органы образования, руководители школы, заинтересованные в решении вопросов подготовки
учащихся к труду, могут рекомендовать преподавателям на­капливать опыт в этом направлении, который потом будет изу­чаться и обобщаться. По своему уровню такая работа прибли­жается к естественному эксперименту:

определяется последовательность изучения опыта;

намечаются и конкретизируются вопросы, которые бу­дут изучаться, методы изучения;

устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов;

назначаются персональные исполнители — по какому вопросу должен обобщать материал каждый исполнитель.

4.На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информа­ционного материала. Полученный материал уточняется, про­веряется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обоб­щения педагогический опыт необходимо описать: назвать ав­торов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он ре­ализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту.

5.Описанный опыт осмысливается — сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимо­связи между ними, выясняется характер зависимости педаго­гического процесса от конкретных условий, следуют кон­кретные выводы.  Здесь уместно вспомнить высказывание К. Д. Ушинского о том, что прямое заимствование опыта одно­го педагога другим без учета конкретных условий пользы не принесет.

Осмысленный материал оформляется в виде доклада, ста­тьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, ин­формации, текста лекции, брошюры, книги, монографии,
диссертации и т.п.

6. Выводы, сделанные в результате обобщения опыта, прове­ряются и дополняются другими методами научно-педагоги­ческого исследования, в первую очередь — через педагогиче­ский эксперимент; в обобщенный материал вносятся необхо­димые коррективы.

В результате такой пропаганды педагоги включают пере­довой опыт в свою практику учебно-воспитательной работы, с новых позиций переосмысливают свой новый опыт, стремясь сохранить творческую индивидуальность, свой стиль и почерк работы: в педагогическую практику вносятся отдельные по­правки.

Памятка учителю

по обобщению опыта работы

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Ва­шей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочине­ний учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным раз­витием школьников. Отмечайте Ваши сомнения, неудачи.

2. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи  недостатки Вашей работы и работы Ваших товарищей. Целесообраз­но взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и офор­мить ее как можно точнее, конкретнее.

3. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Можно обобщить опыт и по-другому, например привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды само­стоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяс­нениями.

4. Набросайте краткий план темы (3—4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, кото­рые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; в нем должны быть отражены основная идея и логика изложения темы.

5. При написании доклада сначала набросайте черновик. По мак­симуму сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно.

6. Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Оценивайте свой опыт практически. 7. 7. 7. Сообщайте не только об успе­хах, но и о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хоро­шего опыта — результаты.

8. Рассказ об опыте неубедителен и малоинте­ресен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики. Старайтесь излагать материал кратко, просто, логично, стройно избегая повторений.

9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими колле­гами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут по­явиться ценные мысли, нужные факты.

10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения: схе­мы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В методике изучения и обобщения передового педагогиче­ского опыта представлены схема организации, основные фор­мы и методы изучения, обобщения педагогического опыта.

Рассмотрим организационные единицы и основные фор­мы изучения и обобщения педагогического опыта.

Организационные единицы изучения и обобщения педагогического опыта

Любая организационная единица (методическая секция или объединение, проблемная лаборатория, школа передово-

го опыта и др.) может использовать практически все формы и методы изучения педагогического опыта.

Методическая секция или объединение. В них состоят пре­подаватели одного учебного предмета и одного профиля (од­ной или нескольких соседних школ).

Цикловая комиссия. Объединяет преподавателей-предмет­ников одного цикла.

Научная группа по изучению актуальных проблем педа­гогики. Занимается, например, такими проблемами, как срав­нительная эффективность методов обучения; проблемное обу­чение; воспитание у учащихся активной жизненной позиции; формирование мировоззрения и т.п.

Научно-педагогический семинар. Действует систематиче­ски, на семинаре обсуждаются вопросы передового педагоги­ческого опыта, его изучения, обобщения и внедрения.

Проблемная лаборатория. Включает педагогов разного про­филя, изучающих общую проблему, например воспитание у учащихся познавательных интересов и потребностей, ценно­стных ориентации и т.п.

Школа передового опыта. Предполагает участие различ­ных преподавателей, занятых изучением, обобщением и вне­дрением передового опыта.

Школа (университет) педагогического мастерства. Име­ет целью пропаганду передового опыта, главным образом в группе начинающих работать учителей.

Спецкурс по узким проблемам педагогики и педагогическо­го исследования. Имеет целью систематическое и глубокое изучение узкого вопроса, рассчитан как на опытных, так и на малоопытных преподавателей, стремящихся изучать и обоб­щать педагогический опыт.

Научная экспедиция. Этот способ организации изучения и обобщения опыта используется нечасто и для сравнительно небольшого числа педагогов; руководители же органов народ­ного образования и методических центров (институтов усовер­шенствования учителей) часто организуют научные экспеди­ции с целью монографического изучения и обобщения пере­дового опыта всего педагогического коллектива школы или отдельных учителей.

Названные организационные единицы не исключают и другие способы организации изучения и обобщения опыта. В каждой школе, исходя из конкретных условий и состава

педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее подходит на определенный учебный год.

Формы изучения и обобщения педагогического опыта

Каждая форма работы по изучению и обобщению педагоги­ческого опыта предлагает использование самых разнообраз­ных методов.

Открытые занятия по различным темам и вопросам учеб­но-воспитательной работы. Это распространенная форма изу­чения и обобщения опыта, широко используется во всех шко­лах. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их кол­леги и руководители школы коллективно обсуждают эти занятия, отмечают действительно передовые направления, вы­являют условия, при которых опыт одного педагога становит­ся передовым и может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные собрания, со­вещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ве­дется большая подготовительная работа: посещаются и анали­зируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражаю­щая педагогический опыт, готовятся основные доклады и со­доклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуж­даются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили ус­пех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллекти­вов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации по использованию передового опыта.

Научно-методическая и научно-практическая конферен­ции. Одна из наиболее удачных форм изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции учи­теля изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции «Вос­питание у учащихся любви к труду» докладчики могут рас­сказать о своем опыте на занятиях по разным учебным пред­метам или в различных видах внеучебной деятельности уча­щихся.

Педагогическая выставка. Отражает передовой опыт, на­пример дидактический материал, способствующий активи­зации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образцы планов, конспектов и мето­дических разработок по разным вопросам учебно-воспитатель­ной работы и т.п. Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть форм изучения и обобщения опыта (конференций, совещаний и т.д.).

Педагогические чтения. Предполагают анализ, осмысле­ние и обобщение учителем своего опыта. Сначала он выступа­ет с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на ок­ружные чтения, рекомендуются для опубликования в журна­лах, сборниках статей и т.д.

Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Организуются как в устной, так ив печатной форме. В педагогических коллективах об­суждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположны­ми. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.

Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приемы и организа­ция учебно-воспитательной работы педагога-мастера.

Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема се­минара определяется на год или несколько лет. При изуче­нии общей темы, например «Активизация учебного процес­са», рассматриваются более частные вопросы, такие как ком­поненты учебного процесса; субъект и объект в учебном процессе и их взаимодействие; активность учащегося как одно из условий его успешного обучения; приемы активиза­ции школьников на уроке. Изучается теоретический и мето­дический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобще­ния.

Практикумы по разработке методики изучения и обобще­ния педагогического опыта. Если в школе есть группа учите­лей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправ­дано проведение практикума: на его занятиях обсуждаются

такие вопросы, как составление списка литературы по опре­деленным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюде­ния и фиксация опыта, количественный анализ и качествен­ная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

Педагогические консультации. Бывают устные и письмен­ные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопро­сы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консуль­тация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.

Защита авторских проектов и разработок. Если педагоги заинтересованы в коллективном поиске решений проблем, значит в школе сложилась хорошая педагогическая среда. Сложность в том, что проекты и разработки должны носить действительно важный для педагогического сообщества харак­тер и отражать реальные проблемы и интересы данных педа­гогов данной школы.

Варианты тем для проектных решений:

- Смысл, варианты и организация безоценочного обучения.

- Варианты и способы активизации познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности.

- Способы, пути и варианты организации домашних заданий на мотивационной основе.

- Организация ученической самодеятельности и самоупровления в учебном процессе.

- Сценарий и проведение деловой игры о роли и месте по­печительского совета в жизни школы.

Методическая неделя. Проводится тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений и когда педагоги про­явили желание показать их своим коллегам. Демонстрируют­ся деятельность, процесс, методы, приемы, находки и резуль­тат. Неделю проводят администрация, педагоги, родители и учащиеся. Для этого создаются оргкомитет, творческие груп­пы, в том числе пресс-группа (отражает все интересное каж­дый день недели), лаборатория форм и методов обучения, мик­рогруппы учителей для подготовки интегрированных уроков, внеклассных предметных мероприятий, группы планирова-

ния, консультирования, поддержки, оценивания и стимули­рования.

Панорама педагогических достижений школы. В фойе школы все педагогические объединения, творческие объеди­нения, кружки, клубы, секции, педагоги предъявляют свои разработки, достижения, методики для внешнего и внутрен­него потребления.

Неделя изучения нетрадиционного опыта, накопленного учителями школы. Предлагается к изучению опыт двух-трех учителей. В течение недели педагоги показывают систему урочной и внеклассной предметной деятельности. В конце каждого рабочего дня недели все участники в карточке-про­грамме оценивают в баллах и развернутым текстом те момен­ты, методики и подходы, которые оказались для них важ­ными.

Участники по каждому событию заполняют диагностиче­скую карточку, оценивая по 10-балльной шкале, что было интересно, полезно, применимо (методика Ю.И. Турчанино­вой).

Комплексное изучение коллегами достижений одного учи­теля. Педагог готовит материалы, планы, программы, посо­бия, разработки и сценарии уроков и внеклассных мероприя­тий и представляет псе это на семинаре-практикуме, где его коллеги изучают документы и задают возникшие у них воп­росы. Затем педагоги записывают свои предложения в про­грамму изучения достижений: что они хотели бы увидеть и услышать. Затем учитель показывает непосредственно то, что ему удалось наработать. На итоговом занятии администрация школы анализирует деятельность учителя, показывает его успехи, динамику профессиональных изменений, затем пе­дагоги беседуют с учащимися и, наконец, учитель сам отвеча­ет на вопросы коллег. Затем участники изучения опыта пи­шут заключение, и администрация школы по итогам смотра принимает решение о поощрении учителя.

 

Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету. Картотека создается уси­лиями библиотеки, завуча и специалиста по компьютерно­му обучению. Завуч собирает информационные листки с описанием передового педагогического опыта у педагогов школы.

Карточка опыта

1. Ф.И.О. _ Предмет

2. Тема и название оригинального решения, приема, подхо­да, методики, технологии.

3. Содержание педагогического опыта. Оценка опыта.

            В библиотеке создается база сценариев и планов уроков и внеклассных мероприятий. Каждый педагог за представлен­ные материалы получает поощрение, аттестационный балл, денежные надбавки и премии.

           При наличии в школе компьютеров создается база данных по документальному обеспечению учебного процесса и по всем разработкам в рамках передового педагогического опыта,

Познавательные, профессиональные экскурсии. Участие в документальных практикумах к лучших школах, в работе педагогических форумов в других школах, творческих встре­чах с коллективами лучших школ, в пресс-конференциях.

Межшкольные научно методические обмены. Обмен спе­циалистами, стажировки,  изучение документов двух школ, проведение интервью с руководителями двух школ, совместное проведение уроков, внеклассных мероприятий, семинаров.

Знакомство коллег с наиболее интересными материала­ми, приобретенными в ходе повышения квалификации и са­мообразования. Педагог после участия в работе семинаров, курсов, обмена опытом заполняет лист полезности и предла­гает тему и способ ознакомления коллектива с полученными им знаниями.

Проведение профессиональных педагогических и психоло­гических тренингов. Педагогический тренинг лучше всего проводить в форме решения конкретных педагогических си­туаций.

Решение и анализ педагогических ситуаций. Решение пе­дагогических ситуаций ставит своей задачей обогащение прак­тического опыта педагога, умение находить верные решения, способствует развитию педагогического мышления.

Фестиваль педагогического творчества. Это торжествен­ное подведение итогов работы педагогического коллектива,

где представляются достижения в области как методической работы, так и организации учебного процесса, самодеятель­ности и творчества. В фестивале участвуют все педагогические организации школы, учащиеся, родители. Школа показыва­ет процесс, содержание и формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся кон­курсы, смотры, открытые мероприятия.

Школа передового педагогического опыта. Работает на по­стоянной основе. В работе школы фиксируются шесть основ­ных направлений:

1.Проведение диагностических процедур для определения «узких мест» и основных проблем;

2.Совместный с педагогическими организациями школы поиск инициаторов и исполнителей для проведения экспериментов, исследований, анализа проблемы, разработки новых методических подходов и приёмов, изучение опыта, накопленного в других школах;

3.Сопровождение и поддержка индивидуального педагогического поиска;

4.Обсуждение хода и промежуточных итогов педагогического опыта;

5.Создание  базы данных педагогического опыта;

6.Распространение новых полезных педагогических разработок коллег.

Школа профессионального мастерства. Это школа годич­ного цикла, в которой педагоги-мастера, названные так вслед­ствие признания важности и значимости их педагогического опыта, ведут постоянно действующие практико-ориентированные занятия с целью изучения и внедрения в практику авторских педагогических методик.

Коллективная подготовка и издание методических, педа­гогических материалов, альманахов, сборников.

Методические панорамы, презентации, ярмарки, фести­вали.

Самообразование. Это доступная, эффективная и необходи­мая для любого педагога форма изучения опыта других педа­гогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, па­мяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.

Цели самообразования:

- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.

- Углубление знаний в области своего предмета.

- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

- Повышение общекультурного уровня.

- Единая методическая тема школы должна раскрываться в планах работы учителей.

 

Планирование самообразовательной работы

Индивидуальный план самообразования на  год :   

У чителя                                         

Классного руководителя             

Средней школы №                        

Ф.И.О.                                              

Образование

(когда и какое учебное заведение окончил)
Когда обучался на курсах                          

Какую литературу изучает в течение года
Где и когда выступал но теме     

 

Самообразовательная работа над темой:

Общешкольная тема.

Индивидуальная тема самообразования.

Когда начата работа над темой.

Когда предполагается закончить работу над темой.

Цели и задачи самообразования по теме.

Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала.

Литература по теме, по годам.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме.

Творческое сотрудничество по теме самообразования.

Практические выходы (доклады, рефераты).

Изучение передового опыта (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий).

Когда и где выступал с сообщением о собственном педа­гогическом опыте.

Выводы по окончании работы.

Темы по самообразованию следует обсудить на заседани­ях методического объединения, дать рекомендации по рабо­те над данной темой. Работу по самообразованию надо начать весной. В августе утверждается методическая тема школы. В конце года рекомендуется провести итоговую конферен­цию, издать приказ по итогам самообразовательной работы. Вопросы самообразования надо ставить на педсоветах, МО. Оценивать работу учителя по самообразованию при посеще­нии уроков. Создать условия для занятий учителей самооб­разованием:

- уголок «В помощь занимающемуся самообразованием»;

- список рекомендуемой литературы;

- материалы из опыта работы;

- вырезки из газет, журналов и т.д.;

- стенды «Посетите их уроки», «Советуем поучиться у кол­лег», «Лучшее от каждого — коллективу».

 

Контроль за работой — коллективные выступления на пед­советах, практических конференциях, открытые уроки, ин­дивидуальные отчеты на совещании при директоре, рецензи­рование рефератов товарищей.

Отчеты по самообразованию учителей и воспитателей тре­буют, прежде всего, наглядной демонстрации:

продуктов труда учителя — доклады, рефераты, разра­ботки уроков, создание авторских программ, составление тес­тов-анкет, дидактических пособий и т.д.;

продуктов труда учащихся — выставки лучших тетра­дей, сочинений, рисунков, поделок и т.д.

Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование необходима, т.к. рас­ширение культурного кругозора, развитие рефлексии, спо­собности к самокритике — залог успешного развития профес­сионализма и творческого потенциала личности как учителя, так и учащегося.

Чтобы стимулировать деятельность учителя, воспитате­ля, администрация школы дает экспертную оценку извне, но ни в коем случае не мешает в ходе учебно-воспитательно­го процесса. Учитель, воспитатель должны сами определять свои личностные и профессиональные качества и не забы­вать слова К.Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учи­тель».

ОФОРМЛЕНИЕ ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

       Основой для описания опыта являются накопление доста­точного по количеству и качеству фактического материала и его анализ.

Необходимо грамотно назвать тему, продумать, какие противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, т.е. определить проблему как противоречие. Последовательно из­ложить суть опыта; описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитатель­ной работы.

Рекомендуются следующие схемы описаний педагогиче­ского опыта.

Формы описания педагогического опыта

Автореферат

(описание собственного опыта педагогической деятельности)

 

I. Введение.

Данные об учителе (Ф.И.О., адрес школы, преподавае­мый предмет, стаж).

Решаемые автором опыта противоречия, актуальные для массовой практики.

Главная идея опыта: кратко сформулированная програм­ма (модель) педагогических действий, обеспечивающая реше­ние указанных противоречий. Научное обоснование опыта, т.е. указание на те педагоги­ческие идеи, теории, концепции, которые лежат в его основе.

5. Результат работы учителя.

 

П. Основная часть.

Характеристика главных элементов данной педагогиче­ской системы. Это могут быть:

1. Особенности организации содержания обучения: • корректировка содержания (иная логика построения курса);

дифференциация содержания по уровням сложности и объему;

расширение,  углубление содержания:  профилизация, краеведческая направленность, усиление прикладного аспек­та и т.п.;

другие особенности организации содержания.

2. Особенности организации учебно-познавательной дея­тельности школьников:

нетрадиционная система уроков;

оригинальные методы, приемы, формы, средства обуче­ния, контроля и оценки знаний, умений учащихся (описаниеих технологий);

новые правила, алгоритмы учебной деятельности;

оригинальные виды заданий, задач, упражнений, раз­работанные автором опыта.

 

III. Заключение.

Указание на объективные и возможные субъективныетрудности, возникающие в процессе внедрения данной си­стемы, пути их преодоления.

Нерешенные проблемы (недостатки, недочеты даннойметодической системы).

Перспективы развития данной системы: над чем работа­ет учитель, как собирается развивать, совершенствовать своюметодику.

Рекомендации к использованию данного опыта.

Использованная литература.

 

 

Рекомендации по оформлению обобщенного педагогического опыта

Структура рассказа об опыте работы учителя

Целесообразна следующая структура рассказа:

   освещение достигнутых результатов (в начале указать и обосновать конкретные потребности, обусловившие по­иск);

   замысел учителя и пути его реализации;

   условия, обеспечивающие достижение наивысших ре­зультатов;

   организационно-методическая система работы учителя (средства, методы, приемы, организационные формы);

   что нового внес опыт и что из уже известного по-новому, мастерски используется педагогом;

   какую трудность, проблему массовой практики помога­ет разрешить данный опыт;

   сложность и противоречивость поиска (неудачи и труд­ности, преодолеваемые педагогом в процессе становления опы­та);

границы использования опыта и рекомендации по его
использованию (адресная направленность опыта).

Подготовка выступления на семинаре

1.     Выберите тему для выступления на семинаре. Она долж­на быть конкретной и включать небольшой круг вопросов изопыта работы.

2.  Составьте план выступления и по нему напишите тезисы.

3.  Начните свое выступление с краткого введения, в кото­ром обоснуйте целесообразность выбранной темы, ее актуаль­ность.

4.  Охарактеризуйте условия, в которых формировался опыт: город, район, школа, классы, связь с шефствующими пред­приятиями, длительность работы и др.

5.  Раскрывая содержание опыта работы, покажите, как в практической  деятельности  по  конкретной  проблеме  решались задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса. Выделите то новое, интересное, что есть в данном опыте работы. Покажите, что и как может быть использовано другими педагогическими коллективами из данного опыта работы.

Расскажите, как изучалась результативность работы и как использование данного опыта способствует повышению уров­ня знаний, умений, навыков учащихся, их воспитанности, формированию мировоззрения.

6.  Используйте литературу по проблеме не для пересказа, а для углубления и систематизации выводов, полученных в ра­боте.

7.      Иллюстрируйте свое выступление материалами из опы­та работы. Это могут быть альбомы, папки с подборкой мате­риалов по определенной теме, фотографии, печатные издания, работы учащихся и др.

8.  В заключение выступления укажите трудности, кото­рые встретились в ходе работы по данной проблеме, и опреде­лите перспективы дальнейшей работы.

Обратите внимание! Установлено, что при неторопливом темпе речи выступление на 10 минут должно содержать не более 1300 слов; это приблизительно 6 полных страниц тек­ста, напечатанного на машинке через два интервала.

 

Подготовка реферата

Более высокими формами обобщения являются реферат и описание системы работы по конкретной проблеме. В них рас­крываются основная педагогическая идея опыта, его резуль­тативность, даются методические рекомендации по исполь­зованию опыта работы.

Рекомендуются следующие этапы подготовки реферата и описания опыта работы:

1.       Выбор темы, по которой будет подготовлен реферат.

2.   Изучение литературы и одобренного опыта работы по данной проблеме.

3.  Накопление и систематизация практического мате­риала.

4. Написание плана реферата и тезисов.

5.  Подготовка первого варианта реферата, уточнение выво­дов.

6.  Окончательное оформление реферата, подготовка при­ложений.

При подготовке реферата и описания опыта работы логич­но излагать материал в такой последовательности:

1.      Значение избранной проблемы для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Конкретные вопросы, на­меченные к рассмотрению. Анализ использованной литера­туры.

2.  Описание результатов углубленной педагогической ра­боты по избранной проблеме. Обоснование содержания рабо­ты и избранных приемов и методов.

3.  Анализ знаний, умений, навыков учащихся, их воспи­танности, нравственных качеств. Примеры изучения резуль­тативности работы по проблеме.

4.  Выводы и предложения. Какие формы и методы работы по теме наиболее эффективны в условиях данной школы. Что можно рекомендовать использовать другим педагогическим
коллективам.

5.  Используемая литература.

6.  Приложения, конспекты уроков, внеклассных меропри­ятий, образцы дидактических материалов, фотографии, рабо­ты учащихся и др. Приложения подбираются с учетом конкретной проблемы и рекомендаций по использованию данного опыта работы.

Подготовка и проведение творческого отчета учителя

Творческий отчет учителя — это форма обобщения и рас­пространения передового педагогического опыта.

Учитель, выступающий с творческим отчетом, — человек, пользующийся уважением в коллективе, систематически добивающийся высоких результатов в учебной и воспитатель­ной работе, носитель передового педагогического опыта, ко­торый способствует формированию и развитию профессио­нального мастерства, творческих способностей и дарований учителя, увеличению числа учащихся с ярко выраженной потребностью в самообразовании, глубокими интересами, творческим отношением к труду, проведению свободного времени и т.д. Следует учитывать познаваемость опыта и возможность его повторения в других условиях, а также нормативную затрату усилий учителя при создании твор­ческого опыта. Проведение творческих отчетов должно най­ти отражение в перспективном и годовом планах работы школы.

К творческому отчету надо тщательно готовиться не только учителю и руководителям школы, но и всем общественным организациям, всему педагогическому коллективу. Следует составить план подготовки и проведения творческого отчета, определить ответственное лицо из руководителей школы, оп­ределить виды работы.

Творческий отчет проходит в три этапа.

1.  Подготовительный этап — организация ознакомления коллег с опытом работы учителя, обобщения его опыта — вклю­чает:

а)  составление графика открытых учебных и неурочных занятий учителя на базе его кабинета с указанием темы, мето­дической цели, сроков;

б) доведение намеченных мероприятий до сведения членов коллектива (за месяц до отчета);

в) подготовку и оформление выставки о работе учителя.

2.  Основной этап включает подготовку:

а)  выступления учителя на творческом отчете;

б) выступлений коллег по работе, представителей обще­ственности, работников профсоюза, отдела образования;

в) анализа-характеристики опыта работы учителя админи­страцией;

г)  материалов к публикации.

3.  Обобщающий этап — подведение итогов — включает:

а)  слово об учителе директора школы или его заместителя,
представителя общественности;

б) выступление учителя;

в) выступления коллег, учащихся, родителей;

г)  знаки, факты внимания к учителю.

 

Ход творческого отчета необходимо тщательно продумать в деталях, чтобы он не оказался сложным, скучным, тяжелым мероприятием или развлекательным зрелищем. План прове­дения творческого отчета желательно расписать по минутам, каждая его часть должна быть емкой, убедительной и поучи­тельной.

Hosted by uCoz